Трисонг Децен (тиб. khri srong lde btsan, или khri srong lde'u btsan Трисонг Дэуцен) был тридцать седьмым царём из династии Чогьял. Время его жизни: 742–810гг. Царь Трисонг Децен был вторым после Сонгцена Гампо великим Дхармараджей Тибета. При содействии этого царя буддизм широко распространился в Стране Снегов. Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей*. Во время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты, пандиты и лоцавы** перевели многие буддийские тексты, а также были организованы многочисленные центры для духовной практики. |
Трисонг Децену было тринадцать лет, когда умер его отец, царь Тридэ Цугтэн (тиб. khri lde gtsug brtan / прим: согласно "Китайской летописи" это произошло в 755 году, в год Дерева-Овцы). Трисонг Децен взошёл на трон. В царстве был могущественный министр по имени Машанг (тиб. ma zhang). Этот министр, враждебный к Дхарме, в первые годы после смерти отца Трисонг Децена обладал большими полномочиями и фактически властвовал в стране. Машанг в течение короткого времени изгнал буддийских монахов в другие страны (прим: известно, что в храме Рамоче жили китайские буддийские священнослужители, хошаны), он распорядился вывезти статую Джово Шакьямуни в Кьитронг в Мангюле (тиб. skyid grong местность возле границы с Непалом; тиб. mang yul район Тибета) и "превратил храмы (санскр. vīhāra) в лавки мясников". Никто поначалу не мог прекратить эти преследования со стороны Машанга и его пособников.
Новый царь проникся верой в Учение Будды, и министры, которые были преданы Учению, стали помогать царю вернуть в Тибет Учение. Так, по приглашению Ба Сэлнана*** из Непала в Тибет пришёл Учитель Шантаракшита (санскр. Śāntarakṣita, Śāntirakṣita, тиб. zhi ba 'tsho, или mkhan po bo dhi sa tva букв. наставник-бодхисаттва). Он поселился в Лхасе. Царь велел министрам проверить его учение и характер учителя, говоря, что если он окажется добродетельным, то царь сам пошлёт ему приглашение.
Министры пришли к наставнику (санскр. upādhyāya, тиб. mkhan po, букв. наставник, учитель) и спросили, в чём заключается суть его учения. Учитель ответил:
Моё учение в том, чтобы следовать тому, что кажется правильным после проверки разумом, и избегать всего, что не согласуется с разумом.
Царь и министры посовещались и пригласили наставника в Самье. Царь и наставник встретились во дворце Умбуцэл. Царь приветствовал Учителя, а тот спросил царя:
Ты забыл, что мы оба перед ступой в Непале во времена проповеди Учения [Буддой] Кашьяпой высказали торжественное обещание распространять святое Учение в Тибете?
Царь ответил:
Из-за моей малой духовной концентрации я не могу вспомнить этого.
Тогда Учитель благословил его, и царь вспомнил свои прежние перерождения. Затем наставник изложил царю многие учения, в том числе о десяти добродетелях (санскр. daśa-kuśalāni, пали dasa-kusalāni = dasa-sīla десять заповедей) и о восемнадцати дхату (прим: включают шесть чувств и их объекты плюс шесть соответствующих различений).
Но боги и демоны Тибета разгневались. Молния ударила во дворец Марпори (тиб. mar po ri), а царский дворец Пантан (тиб. 'phang thang) был снесён водой. Пострадал урожай, началась большая эпидемия. Это воодушевило министров, желавших посеять раздор, и они стали говорить:
Вот что сделало Учение! Нужно изгнать этого индийского ачарью! (тиб. a tsa ra, санскр. ācārya - духовный учитель)
Тогда царь поднёс наставнику много золота и рассказал ему о сложившемся положении. Учитель сказал:
Я еду в Непал! Тибетские асуры недовольны!**** Есть в Джамбудвипе великий учёный и мантрин (санскр. mantrin то же, что и тантрист, владеющий силой мантр) по имени Падмасамбхава. Я приглашу его, но ты, царь, должен тоже послать ему приглашение.
Когда наставник прибыл в Непал, ачарья Падма как раз был там. Царские послы вручили ему приглашение посетить Тибет.
Гуру Ринпоче пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена и оставался там, проповедуя Учение Будды, пятьдесят пять лет и шесть месяцев. Падмасамбхава действовал, усмиряя враждебно настроенных богов и людей. Шантаракшита поведал царю, что в древние времена он вместе с царём и Падмасамбхавой были тремя братьями, помогавшими строить великую ступу Джарунг Кхашор (тиб. bya rung kha shor, mchod rten chen po великая ступа) в Боднатхе, в Непале. В той жизни они поклялись распространять Учение Будды в Тибете.
|
Благодаря поддержке Падмасамбхавы был построен монастырский комплекс Самье. Гуру Ринпоче сам заложил фундамент знаменитого храма. Согласно Гой-лоцаве, комплекс Самье вместе с относящимися к нему храмами строился с года Зайца по год Овцы (прим: согласно Будону, он строился с года Огня-Зайца, то есть 787–791гг.). Боковые храмы символизировали континенты, окружающие гору Меру, а саму вселенскую гору символизировал главный храм вихары Самье. |
Шантаракшита был снова приглашён в Тибет. Статую Будды из Джокханга в Лхасе вернули из Мангюла и поместили в храме Трулнанг.
При Трисонг Децене Дхарма распространилась по всей стране. Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 48 лет при жизни Трисонг Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины. За это время Падмасамбхава дал бесчисленное множество глубоких и необычайных учений, включая высшие тантры, многим избранным ученикам. Среди его учеников были царь Трисонг Децен, царские сыновья, ученики в Лходраке, Тидро и во многих других местах.
Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя Падмасамбхава возвёл на трон Мутига Ценпо.*****
Гуру Ринпоче через несколько лет покинул земное существование. Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно настроенных против людей.
Трисонг Децена тибетцы почитают как воплощение Бодхисаттвы Манджушри.
Примечания:
* Говорят, что за время своего правления Трисонг Децен пригласил в Тибет сто восемь буддийских учителей. (^)
** Лоцавами (тиб. lo tsa ba переводчик) тибетцы называли переводчиков, переводивших на тибетский язык буддийские тексты. Они работали в тесном сотрудничестве с индийским пандитами. Пандитами (санскр. paṇḍita, тиб. paN Di ta) называли буддийских учёных. (^^)
*** Ба Сэлнан (тиб. sba gsal snang) современник Трисонг Децена. Другое его имя Йеше Вангпо ye shes dbang po. Он стал настоятелем монастыря Самье после Шантаракшиты. Ба Сэлнан известен как автор летописи "Бащэ" (тиб. sba bzhad), содержащей истории правления Трисонг Децена и его сына Мунэ Ценпо. (^^^)
**** Диалог цитируется по "Синей летописи". Вполне вероятно, что под асурами Шантаракшита имел в виду не столько божеств, управлявших силами природы с целью навредить, сколько враждебно настроенных министров. (^^^^)
***** Мутиг Ценпо (тиб. mu tig bstan po, или mu ne bstan po Мунэ Ценпо) один из трёх сыновей Трисонг Децена, его старший сын. Согласно Будону, Мунэ Ценпо принял царствование в мужской год Воды-Тигра и процарствовал один год и семь месяцев, пока не умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью. Однако Гой-лоцава, ссылаясь на "Китайскую летопись", говорит, что после смерти Трисонг Децена воцарился его старший сын Мунэ Ценпо и правил 17 лет. (^^^^^)
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times