Царь Сонгцен Гампо
В год Огня-Быка (617г.) у царя Намри Сонгцена родился сын, наделённый особыми признаками красоты. Позднее говорили, что Амитабха, окружённый гирляндой из маков, пребывал на его голове. Мальчика назвали Триде Сонгцен. В возрасте тринадцати лет он взошёл на трон и взял под свою власть пограничные районы. Вожди тех районов засвидетельствовали ему своё почтение и подчинение и поднесли подарки. До того времени не было тибетской письменности. Чтобы создать алфавит родного языка, царь снарядил и отправил в Индию Тонми Самбхоту (прим: при Сонгцене Гампо Самбхота стал царским министром) с шестнадцатью спутниками для того, чтобы те изучили искусство письма. В результате был создан тибетский слоговый алфавит, он включал тридцать основных букв и четыре знака для гласных звуков (это звуки "и", "у", "э", "о"; гласные ставятся над или под той буквой, гласный звук которой изменяют). Помимо тридцати основных букв Тонми Самбхота разработал семьдесят пять сложных букв, получаемых комбинацией основных букв и подписных или надписных букв. Будон Ринчендуб сообщает, что после создания нового алфавита Тонми Самбхота сочинил восемь работ по письму и грамматике, и царь изучал их четыре года, пребывая в уединении. (Гой-лоцава Шоннупэл по этому поводу говорит: "По завершении этой работы царь сделал вид, что долго изучал алфавит".) Затем на тибетский язык были переведены "Карандавьюха-сутра", "Сто наставлений", "Ратнамегха-сутра" и другие. Царь проникся верой в буддизм и пожелал обратить своих подданных в эту религию. Он ввёл законы, которые были согласованы с десятью буддийскими заповедями, и благодаря этому стал известен под именем Сонгцен Гампо (Сонгцен Совершенный). Вскоре царь породнился с непальским царём Аншуварманом и китайским императором Сенге Ценпо (тиб. seng ge btsan po). Непальская принцесса Бхрикути (санскр. Bhṛkuṭī / прим: непальская принцесса Трицун тиб. khri btsun считалась чудесным проявлением богини Бхрикути), вышедшая замуж за Сонгцена, привезла с собой изображения Майтреи, Тары и скульптуру Будды в возрасте восьми лет (тиб. jo bo mi bskyod rdo rje Джово Микьё Дордже). Вторая жена, китайская принцесса Венченг (кит. Wên-ch'êng kung-chu, тиб. wun shing kong jo Вунщинг Кончо), привезла с собой статую Будды в форме юного бодхисаттвы (тиб. jo bo rin po che Джово Ринпоче, или jo bo shA kya mu ni Джово Шакьямуни, коронованная статуя Будды), отражающую отрочество Будды Шакьямуни. В Тибет из южной Индии была доставлена статуя одиннадцатиликого Авлокитешвары, выполненная из сандалового дерева. Говорили, что она появилась чудесным образом, а не была творением человека. Кто неодобрительно смотрел на все эти нововведения царя, так это бонские жрецы. Сонгцен Гампо видел, что земля Тибета подобна телу демоницы, упавшей на спину, и настала пора подавить эту демоницу. На правом её плече он выстроил храм Кацал (тиб. ska tshal), на левом плече храм Традрук (тиб. khra 'brug lha khang, храм в Ярлунге), на правой ноге храм Цангдам (тиб. gtsang 'gram), на левой Дромпагьянг (тиб. grom pa rgyang). Они стали монастырями четырёх сторон. Затем на правом локте был построен монастырь Конгпо Бучу (тиб. kong po bu chu), на левом локте Лходрак Кхомтинг (тиб. lho brag kho mthing, kho mthing lha khang храм в Лходраке, Южный Тибет), на правом колене монастырь Кадраг (тиб. ska brag), на левом Тратумце (тиб. bra dum rtse). Они стали называться "четыре покорителя границ". На "руках" и на "ступнях" Тибета, во многих местах были возведены буддийские храмы. Затем посреди озера Отханг царь заложил фундамент из камня, обшитого деревом. Был построен знаменитый храм Лхасы Раса Трулнанг (тиб. ra sa 'phrul snang, или ra sa 'phyul snang). Этот храм впоследствии был переименован в Джокханг (тиб. jo khang "Храм Джово"). Из рабочих инструментов, сложенных у северного выступа этого храма, чудесным образом самовозникла форма Авалокитешвары с одиннадцатью лицами. В летописи тех событий записано, что её упросили там остаться. Затем царь ушёл в горы с пятью пиками, которые находились в Китае. Он построил там сто восемь храмов. Его жена, китайская принцесса Венченг, построила в Лхасе храм Рамоче (тиб. ra mo che). Храм был задуман и построен для размещения в нём статуи Будды, которую в Тибете стали называть Джово Ринпоче (Драгоценный Господин). Более подробно об этой статуе читайте на странице "История Джово Ринпоче". За время правления Сонгцена Гампо на тибетский язык стали переводить и издавать канонические буддийские писания. Сонгцена Гампо тибетцы считают воплощением Авалокитешвары. Согласно Будону Ринчендубу (тиб. bu ston rin chen grub), этот царь правил 69 лет и умер в возрасте 82-х лет*. Гой-лоцава Шоннупэл упоминает о "Китайской летописи" (тиб. rgya'i deb), где говорится, что Сонгцен Гампо умер в год Железа-Собаки, то есть в 650 году. При этом Гой-лоцава также считает, что царь Сонгцен Гампо прожил 82 года. В таком случае годом рождения царя можно было бы считать 569 год год Земли-Быка. На тханках Сонгцен Гампо изображается как царь, сидящий на троне. В руках у него часто изображают Колесо Закона и цветок лотоса, на его голове оранжевый или золотой тюрбан, на вершине которого изображается голова Будды Амитабхи. Обычно, рядом с ним изображают двух жён: с левой стороны Венченг, с правой стороны Бхрикути. Примечание: * В Тибете, когда рождался ребенок, считалось, что ему уже исполнился один год. На главную страницу | На дополнительную страницу |