Восемь бодхисаттв и Восемь богинь.
Символы чувственного восприятия

Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы.


Из "Вайро Драбаг"


За исключением Будды Вайрочаны дхьяни-будд сопровождают по два бодхисаттвы и по две супруги бодхисаттв, то есть всего восемь бодхисаттв мужского пола и восемь бодхисаттв женского пола.

Восемь бодхисаттв (тиб. byang chub sems dpa' brgyad) – обычно так называют только бодхисаттв мужского пола – это:

  1. Бодхисаттва Майтрея
  2. Бодхисаттва Кшитигарбха
  3. Бодхисаттва Акашагарбха
  4. Бодхисаттва Самантабхадра
  5. Бодхисаттва Авалокитешвара
  6. Бодхисаттва Манджушри
  7. Бодхисаттва Ваджрапани
  8. Бодхисаттва Сарваниварана-Вишкамбхин

Восемь бодхисаттв, сопровождающие дхьяни-будд

Дхьяни-буддаНазвание семействаСопровождающие мужские бодхисаттвы
ВайрочанаБудда
АкшобхьяВаджра

Кшитигарбха и Майтрея
Ратнасамбхава Ратна

Акашагарбха и Самантабхадра

АмитабхаПадмаАвалокитешвара и Манджушри
АмогхасиддхиКарма

Ваджрапани и Сарваниварана-Вишкамбхин

Бодхисаттвы мужского и женского пола символизируют опоры чувств, или аятаны (тиб. skye mched, санскр. āyatana, букв. место, опора, база), шесть сознаний (точнее сказать, четыре из шести), а также время. Опоры чувств – это основы нашего восприятия. Всего – двенадцать таких опор. Это шесть органов чувств (шесть элементов чувств / индрии) и их объекты: глаз (чувство зрения) и форма, ухо (чувство слуха) и звук, нос (чувство обоняния) и запах (чувство запаха), язык (чувство вкуса) и вкус (объект вкуса), тело (тактильное чувство) и прикосновение, сознание (т.е. поверхностное сознание, разум / способность воспринимать мысли и идеи рассматривается как шестое чувство) и идеи. Шесть сознаний (тиб. rnam shes tshogs drug), или шесть различений, – это шесть осознаний чувственных восприятий: сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание запаха, сознание вкуса, сознание разума (т.е. различение идей). Шесть сознаний и двенадцать опор чувств образуют совокупность из восемнадцати элементов, которые также называют восемнадцать дхату (санскр. dhātu, тиб. khams, букв. элемент).


Символический смысл Восьми бодхисаттв

Название семействаБодхисаттвыСимволизируют качества
ВаджраКшитигарбхаСознание зрения
Майтрея

Чувство зрения
РатнаАкашагарбхаСознание обоняния
Самантабхадра

Чувство обоняния
ПадмаАвалокитешвараСознание вкуса
Манджушри

Чувство вкуса
КармаВаджрапаниСознание слуха
Сарваниварана-вишкамбхин

Чувство слуха


Символический смысл супруг Восьми бодхисаттв

Название семействаСупруги Бодхисаттв (Юм)Символизируют качестваБодхисаттвы (Яб)
ВаджраЛасьяОбъект зренияКшитигарбха
Пушпа

Настоящее (время)Майтрея

РатнаМалаОбъект обонянияАкашагарбха
Дхупа

ПрошлоеСамантабхадра

ПадмаГитаОбъект вкусаАвалокитешвара
Алока

БудущееМанджушри

КармаНайведья (Нирти)Объект слухаВаджрапани
Гандха

"Четвёртое" время
(символ состояния за пределами трёх времён)
Сарваниварана-вишкамбхин


Восемь бодхисаттв женского пола (тиб. byang chub sems ma brgyad) – это Восемь Богинь (тиб. lha mo brgyad):

  1. Ласья (тиб. sgeg mo ma – Богиня Грации, санскр. lāsya, букв. танец);
  2. Мала (тиб. phreng ma – Богиня Гирлянды, санскр. mālā, букв. гирлянда);
  3. Гита (тиб. glu ma – Богиня Песни, санскр. gīta, букв. песня);
  4. Найведья (тиб. nir ti ma, санскр. naivedya = тиб. zhal zas – подношение пищи);
  5. Пушпа (тиб. me tog ma – Богиня Цветов, санскр. puṣpa, тиб. me tog, букв. цветок);
  6. Дхупа (тиб. bdug spos ma – Богиня Фимиама, санскр. dhūpa, тиб. bdug spos, букв. фимиам, благовония);
  7. Алока (тиб. snang gsal ma – Богиня Лампады, санскр. āloka, тиб. snang gsal, букв. лампада, свет);
  8. Гандха (тиб. dri chab, санскр. gandha, букв. душистая вода, духи; аромат, запах).

Пушпу, Дхупу, Алоку и Гандху называют богинями подношений. Иногда их соотносят со временами года.

Ласью, Малу, Гиту, Найведью называют чарующими богинями.


Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям


byang chub sems dpa' [чан'-ч'уп сэм-па] чжангчуб сэмпа / бодхисаттва –
отважная душа, идущая
к состоянию Будды
byang chub [чан'-ч'уп] чжангчуб, жанчуб / бодхи –
Пробуждение
sems dpa' [cэм-па] cэмпа / саттва – сильная
личность, отважная душа


На главную страницу   |   На дополнительную страницу