Восемь бодхисаттв и Восемь богинь.
|
Пять совокупностей это пять татхагат, А пять элементов-первоначал их супруги, Области чувственного восприятия мужские и женские бодхисаттвы. Из "Вайро Драбаг" |
За исключением Будды Вайрочаны дхьяни-будд сопровождают по два бодхисаттвы и по две супруги бодхисаттв, то есть всего восемь бодхисаттв мужского пола и восемь бодхисаттв женского пола.
Восемь бодхисаттв (тиб. byang chub sems dpa' brgyad) обычно так называют только бодхисаттв мужского пола это:
Дхьяни-будда | Название семейства | Сопровождающие мужские бодхисаттвы |
---|---|---|
Вайрочана | Будда | |
Акшобхья | Ваджра | Кшитигарбха и Майтрея |
Ратнасамбхава | Ратна | Акашагарбха и Самантабхадра |
Амитабха | Падма | Авалокитешвара и Манджушри |
Амогхасиддхи | Карма | Ваджрапани и Сарваниварана-Вишкамбхин |
Бодхисаттвы мужского и женского пола символизируют опоры чувств, или аятаны (тиб. skye mched, санскр. āyatana, букв. место, опора, база), шесть сознаний (точнее сказать, четыре из шести), а также время. Опоры чувств это основы нашего восприятия. Всего двенадцать таких опор. Это шесть органов чувств (шесть элементов чувств / индрии) и их объекты: глаз (чувство зрения) и форма, ухо (чувство слуха) и звук, нос (чувство обоняния) и запах (чувство запаха), язык (чувство вкуса) и вкус (объект вкуса), тело (тактильное чувство) и прикосновение, сознание (т.е. поверхностное сознание, разум / способность воспринимать мысли и идеи рассматривается как шестое чувство) и идеи. Шесть сознаний (тиб. rnam shes tshogs drug), или шесть различений, это шесть осознаний чувственных восприятий: сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание запаха, сознание вкуса, сознание разума (т.е. различение идей). Шесть сознаний и двенадцать опор чувств образуют совокупность из восемнадцати элементов, которые также называют восемнадцать дхату (санскр. dhātu, тиб. khams, букв. элемент).
Название семейства | Бодхисаттвы | Символизируют качества |
---|---|---|
Ваджра | Кшитигарбха | Сознание зрения |
Майтрея | Чувство зрения | |
Ратна | Акашагарбха | Сознание обоняния |
Самантабхадра | Чувство обоняния | |
Падма | Авалокитешвара | Сознание вкуса |
Манджушри | Чувство вкуса | |
Карма | Ваджрапани | Сознание слуха |
Сарваниварана-вишкамбхин | Чувство слуха |
Название семейства | Супруги Бодхисаттв (Юм) | Символизируют качества | Бодхисаттвы (Яб) |
---|---|---|---|
Ваджра | Ласья | Объект зрения | Кшитигарбха |
Пушпа | Настоящее (время) | Майтрея | |
Ратна | Мала | Объект обоняния | Акашагарбха |
Дхупа | Прошлое | Самантабхадра | |
Падма | Гита | Объект вкуса | Авалокитешвара |
Алока | Будущее | Манджушри | |
Карма | Найведья (Нирти) | Объект слуха | Ваджрапани |
Гандха | "Четвёртое" время (символ состояния за пределами трёх времён) | Сарваниварана-вишкамбхин |
Восемь бодхисаттв женского пола (тиб. byang chub sems ma brgyad) это Восемь Богинь (тиб. lha mo brgyad):
Пушпу, Дхупу, Алоку и Гандху называют богинями подношений. Иногда их соотносят со временами года.
Ласью, Малу, Гиту, Найведью называют чарующими богинями.
Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям
byang chub sems dpa' | [чан'-ч'уп сэм-па] | чжангчуб сэмпа / бодхисаттва отважная душа, идущая к состоянию Будды | |
byang chub | [чан'-ч'уп] | чжангчуб, жанчуб / бодхи Пробуждение | |
sems dpa' | [cэм-па] | cэмпа / саттва сильная личность, отважная душа |
На главную страницу | На дополнительную страницу