Учитель Шавари

Шаварипа  

Шавари (санскр. Śābari, тиб. sha ba ri, sha ba ri pa) – индийский махасиддха, держатель линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи; ученик махасиддхи Нагарджуны, гуру Учителя Майтрипы. Его также именуют Шаварипа, Шабари, Шабарипа, Савари, Саварипа, Сабара, Шавара, Шабара. Его также называли Шаваришвара, а тибетцам он известен как Ритопа, или Ритопа Ванчуг (тиб. ri khrod dbang phyug), что в переводе означает "Бог Отшельников".


Из рассказа Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы":

"Сабара (Шавари) родился в семье бенгальских актеров в конце X века. Он был одним из двух сыновей, помимо двух сестер, и впоследствии сам стал певцом и танцором.

Сабара встретил своего Учителя Нагарджуну*, когда последний пребывал в отшельничестве в Бенгалии. Хотя он был ещё ребёнком, он попросил духовных наставлений. Нагарджуна дал ему абхишеку Чакрасамвары вместе с подробными наставлениями по методу практики. Затем он сказал Сабаре, что если он будет практиковать медитацию Чакрасамвары и следовать учению дох Сарахи (тиб. do ha – спонтанные духовные песни махасиддхов, великих достигших), то сможет достичь познания конечной реальности. В соответствии с наставлениями Сабара предпринял медитативное уединение на Шри-Парвате (санскр. śrīparvata – священная гора и пещера, где созерцал Сараха), в последнем месте пребывания Сарахи, и там достиг полной реализации Махамудры. Его главным учеником стал Майтрипа".




Будда Ваджрадхара в окружении махасиддхов

На тханке Будда Ваджрадхара в окружении махасиддхов: слева сверху вниз – Бодхисаттва Ратнамати, Шаварипа, Тилопа; справа сверху вниз – Сараха, Майтрипа, Наропа.



Примечание: * Нагарджуна, о котором здесь говорится, был учеником Учителя Сарахи, благодаря нему он достиг совершенства в Махамудре. Махасиддха Нагарджуна в свою очередь передал линию Махамудры Шаварипе, а тот стал впоследствии гуру Учителя Майтрипы. Существует вопрос, на который разные исследователи линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи, отвечают по-разному: махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна, основатель Мадхьямики, – это одно и то же лицо или нет? Если мы примем, что Сараха жил в период между VII и IX веками нашей эры, то мы должны принять как естественный вывод, что это были разные люди. Если же мы принимаем, что Сараха родился через триста лет после Нирваны Будды и жил не одну сотню лет, что вполне реально для великих йогинов Индии, то мы вправе допустить, что махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна – это одно и то же лицо. В "Синей летописи" Гой-лоцава Шоннупэла читаем: "Через триста лет после Нирваны Будды в мире появился великий брахман Сараха. Дожив до трёхсот лет, он встретил наставника Ритопу (Шаварипу). Через 240 лет он встретил Майтрипу".


На главную страницу   |   На дополнительную страницу