Миры Сансары

О сколько раз в Аду я пребывал,
Животным был и был одним из прет.
В мирах богов я вновь и вновь терял
Божественных заслуг чудесный свет.

Мой век теперь – не более ста лет,
Но если дольше – жизнь так коротка.
Кто может мне помочь вернуть мой Cвет?
Учитель сердца, Истина одна.
Колесо Бытия

Когда мы умираем, разрушаются внутренние Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра. Пространство изменяется, мы чаще всего теряем сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает нам глаза на иллюзорность Бытия. Мы входим в процесс становления, ветер кармических наклонностей увлекает нас к предопределённому перерождению. Это Сансара.


Ниже приводится отрывок из трактата Васубандху "Абхидхармакоша".


"1. Обитатели Ада, преты, животные, люди и шесть [видов] обитателей Небес – это Мир Страстей.


Таким образом, Мир Страстей – это четыре формы существования [живых существ] и шесть классов богов (тиб. 'dod lha rigs drug):

вместе с миром-вместилищем [этих существ] (санскр. bhājanaloka).

Сколько же областей пребывания [насчитывается] в нём?


С учётом деления на [виды] адов и на континенты – двадцать [областей пребывания].


[К карике] добавляется отсутствующее слово "область пребывания".

Восемь великих адов:

Четыре Континента:

Эти ады и континенты, а также перечисленные выше шесть классов богов, животные и преты [составляют в сумме] двадцать областей пребывания.

Таким образом, Мир Страстей [простирается] от Небес Занимающихся Исполнением Прихотей Других посредством Волшебного Творения до ада Авичи, а считая вместе с [миром-]вместилищем, – до области ветра (санскр. vāyumaṇḍala) включительно.

От этого Мира Страстей


2. вверх – Мир Форм, состоящий из семнадцати областей пребывания.


Спрашивается, почему?


Здесь каждая из дхьян включает три уровня.


Первая, вторая и третья дхьяны (санскр. dhyāna, тиб. bsam gtan – глубокое медитативное сосредоточение) включают по три уровня.


Однако четвёртая дхьяна [состоит] из восьми уровней.*


Здесь, [в Мире Форм], первая дхьяна [включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]:

Вторая [дхьяна включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]:

Третья [дхьяна включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]:

Четвёртая [дхьяна включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]:

[и пять чистых областей пребывания] (санскр. śuddhāvāsa, тиб. gnas gtsang ma – чистые области пребывания):

Эти семнадцать уровней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть Мир Форм.

Кашмирские [вайбхашики считают, однако, что Мир Форм состоит] из шестнадцати уровней вместе с пребывающими на них живыми существами. Они говорят, что посредине Небес Советников Брахмы возвышается местопребывание Великого Брахмы, подобно дому, в котором находится только один господин, и это местопребывание не является отдельным уровнем.


3. В Мире Без Форм нет областей пребывания.


И действительно, у нематериальных дхарм нет местоположения (санскр. asthāna – букв. "без местоположения", т.е. без определённого расположения в пространстве). Прошедшие и будущие [дхармы], непроявленные и нематериальные дхармы не имеют пространственного расположения, – такова неизменная закономерность. Однако этот [Мир Без Форм]


в зависимости от проявления [разделяется на] четыре вида.


Различаясь по способу проявления, Мир Без Форм бывает четырёх видов, это:

И те, [кто пребывает в этих измерениях], не обладают различением по расположению в пространстве: выше или ниже. Существа, достигшие [соответствующего] состояния медитативного сосредоточения, получают новое воплощение именно в том [измерении], которое они освоили [в своей предыдущей жизни]. Кроме того, промежуточное состояние (бардо) тех, кто умирает в том или ином мире, развёртывается именно в них.

Поток сознания живых существ, относящихся к Миру Форм, проявляется благодаря опоре на материю. На что же опирается [поток сознания] у тех, кто относится к Миру Без Форм?


В нём поток сознания опирается на силу принадлежности к роду (к типу живых существ) и на жизненную силу.


Абхидхармики считают, что [поток сознания существ в Мире Без Форм] опирается на силу принадлежности к [определённому] роду и на жизненную силу… Поток сознания у существ Мира Без Форм не имеет иной, [помимо себя], опоры…

Итак, почему эти [Три Мира] называются Миром Страстей, Миром Форм и Миром Без Форм?

Мир [определяется] в силу содержания своего собственного характерного признака.

Мир, привязанный к чувственным влечениям, есть Мир Страстей. Мир, привязанный к формам, есть Мир Форм… Мир Без Форм – это тот мир, в котором материя отсутствует. Поэтому Мир Без Форм существует как нематериальный. Иными словами, "материальное" [означает] подверженное сопротивлению. То, что лишено сопротивления, нематериально и не обладает формой. Мир, связанный с отсутствием формы, [называется] Миром Без Форм".


"Абхидхармакоша". Раздел III: Описание Миров ("Лока-нирдеша")



Структура Большой Вселенной согласно "Абхидхармакоша"

Мир Без Форм


Мир Форм


Миры четвёртой дхьяны

включают пять чистых областей:

плюс следующие три мира:

Миры третьей дхьяны

Миры второй дхьяны

Миры первой дхьяны


Мир Страстей



В вышеприведённом отрывке Васубандху перечисляет восемь великих горячих адов: Оживляющий, Чёрная Нить, Сокрушающий, Рыдание, Великий Плач, Пылающий, Раскалённый, Непрекращающийся. В буддизме говорится также о холодных адах и об адах боли.

Восемь холодных адов согласно "Абхидхармакоше" имеют названия: Арбуда, Нирарбуда, Атата, Хахава, Хухува, Утпала, Падма, Махападма. Эти названия даны в соответствии с телесными изменениями и звуками, издаваемыми живыми существами под воздействием сильного холода в холодных адах.

Кроме великих адов существуют соседствующие ады. Адов великое множество. Посмотрите: даже на изображении Колеса Бытия Ад часто занимает наибольший сектор. Но что создаёт ады, если не наше сознание?


Почему существа оказываются в адах, почему перерождаются животными и претами, почему вынуждены в неволе испытывать невыносимые страдания?

Причина в искажённом сознании, допускающем убийства, насилие, жестокость, жадность, воровство, ложь, клевету, злое сердце, – причины для нашего перерождения в мирах страданий или в мирах счастья создаём мы сами.

Не убивать, а сохранять чужую жизнь; не причинять вред другим; не воровать, а бескорыстно жертвовать вещи, успокоение, Истину; не прелюбодействовать, а сохранять верность; не пить спиртное, не употреблять одурманивающие средства, то есть то, что вводит душу в заблуждение; не лгать, а говорить правдиво – такие заповеди давал Будда мирским последователям. Но может ли помочь нам Будда, если мы не желаем прислушиваться к его словам?




Примечания:
Согласно Яшомитре, каждой из четырёх дхьян соответствует три уровня интенсивности сосредоточения: малый, средний и сильный. Следуя этому утверждению, трём уровням четвёртой дхьяны соответствуют области пребывания богов Безоблачных Небес (санскр. anabhraka), Небес Поступков, Становящихся Заслугой (санскр. puṇyaprasava) и Небес Возрастающего Великого Плода Заслуг (санскр. bṛhatphala). Однако сильный по интенсивности сосредоточения последний уровень четвёртой дхьяны качественно не отличается от сосредоточения, лишённого влечений сознания (санскр. anāsrāva, пали anassava – букв. "без утечек"). Этот уровень присущ обитателям пяти чистых областей существования. Поэтому пять чистых областей, или пять чистых земель (тиб. gnas gtsang ma lnga), также соотносятся с последним уровнем четвёртой дхьяны. Таким образом, насчитывается восемь уровней четвёртой дхьяны. (^)
* Существует также четверичное деление уровней первой дхьяны, соотносимых с Небесами Брахмы. Так, например, в Махавьютпатти приводится ещё одна группа богов Мира Брахмы: Входящие в Совет Брахмы Представители Богов (санскр. brahmapariṣadya). Более подробное описание богов Мира Брахмы смотри на странице "Небеса Брахмы". (^^)
*** Небеса Деградировавшего Сознания – это одно из традиционных названий Мира Асуров. Описание этих существ имеется в сутрах первоначального буддизма, но в трактате Васубандху упоминание их мира отсутствует. (^^^)



На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times