Учитель Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, тиб. pad ma sam bha ba, pad ma sam bha wa = pad ma 'byung gnas Пэма Джюнгнэ, или pad ma skyes Пэма Кье, или pad ma las 'khrungs Пэма Лэтрунг, или pad ma ka ra Пэмакара, Падмакара, букв. "Рождённый из лотоса") великий буддийский Учитель, бодхисаттва. Через восемь лет после Махапаринирваны Будды Шакьямуни в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали "Рождённый из лотоса". В VIII веке он пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, чтобы утвердить буддизм в Стране Снегов. Гуру Ринпоче (тиб. gu ru rin po che), что в переводе означает Драгоценный Учитель, так стали именовать полюбившие Падмасамбхаву тибетцы. |
"Великий Учитель Падмакара эманация Будды Амитабхи. Воспитав ум на многочисленных сутрах Махаяны, он любит всех живых существ, как мать своё единственное дитя. Постоянно трудясь на благо других, он кормчий, переправляющий в Нирвану всех существ Сансары. Не дожидаясь просьб, он даёт наставления всем, кто нуждается в усмирении (прим: то есть всем, кто стремится усмирить свои пагубные желания). Наделённый великим состраданием, он царь всех бодхисаттв".
Йеше Цогъял
"Влияние Падмакары на бесчисленных существ происходит через учения Ваджраяны и, особенно, через действия глубоких учений-сокровищ, тэрма. Этот великий учитель был не обычным человеком, находящимся на пути, или просто благородным существом, пребывающим на одной из бхуми (уровне) бодхисаттвы, но эманацией Будды Амитабхи и Будды Шакьямуни, явившимся, чтобы усмирить людей и непокорных духов"
Джамгон Конгтрул Ринпоче
"В тот мировой период, в котором мы пребываем сейчас, появится тысяча будд. Точно также на каждого из этих будд появится Гуру Ринпоче, чтобы продолжать их деяния. В нынешний век Будды Шакьямуни одна из таких эманаций явилась в облике Падмасамбхавы, Рождённого из Лотоса. В жизнеописании Падмасамбхавы говорится, что он родился без отца и матери, сам собой, из цветка лотоса в озере. Как человеческое существо, рождённое чудесным образом, он был наделён великими силами, что помогало ему одолевать не только людей, но и духов и других разных существ нечеловеческой природы. Гуру Ринпоче жил очень долго. Он пробыл в Индии примерно тысячу лет, а затем пятьдесят пять лет провёл в Тибете. Когда он собрался покинуть Тибет, его провожали двадцать пять главных учеников и царь. У границ Непала, окружённый дакини четырёх классов, он воссел на коня Махабалу (санскр. Mahābala "Великая сила"). Этот легендарный конь взмыл в небеса, и ученики Гуру Ринпоче наблюдали, как образ учителя, уменьшаясь, медленно исчез в вышине".
Тулку Ургьен Ринпоче
"Я Лотосорождённый гуру из Уддияны*, Овладевший Дхармой ради своего блага и блага других. К востоку от Ваджрасаны Я учился и стал сведущ в учениях Сутры. На юге, на западе и на севере Я изучил собрание учений Винаи, Абхидхармы и Парамиты. В Бхасудхаре я изучил Крию. В стране Уддияна я изучил Йогу. В стране Сахор я изучил два раздела Тантры. В стране Джа я изучил Килаю. В стране Сингха я изучил Хаягриву. В стране Маруце я изучил Мамо. В Непале я изучил Ямантаку. В Ваджрасане я изучил Амриту. Четыре раздела Отцовской Тантры И Материнской Тантры, Включая Гухьясамаджу, Я всесторонне изучил в стране Джала. Великое Совершенство стало мне ведомо Из собственного естественно осознающего ума. Я постиг, что все дхармы подобны сновидению, иллюзии. В стране Тибет я совершил безмерные деяния на благо живых существ. В эпоху упадка я буду помогать живым существам. Поэтому я укрыл неисчислимые клады-тэрма**, Что будут открыты теми, кому это суждено. Все счастливцы, имеющие связь с этими тэрма, Исполните волю Лотосорождённого!" |
Гуру Падмасамбхава. Из учения-тэрма "Завет "Драгоценное остриё"
Наверху представлена тханка "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы" (тиб. gu ru mtshan brgyad). Эти восемь проявленных форм Гуру Ринпоче отражают просветлённую деятельность Падмасамбхавы в разные периоды его жизни. Вот названия восьми манифестаций в порядке очерёдности их появления в кратком жизнеописании Падмасамбхавы, составленном Джамгоном Конгтрулом Ринпоче:
"Мы представляем Гуру Пэма Джюнгнэ одноликим, с двумя руками и ногами; он сидит в позе царственной безмятежности, на его левом плече покоится кхатванга. В правой руке он держит ваджру, а в левой чашу из черепа, в которой находится маленький сосуд. У другого облика по имени Цокье Дордже (тиб. mtsho skyes rdo rje "Ваджра, рождённая озером") цвет кожи тёмно-синий и три глаза, а вместо того, чтобы держать кхатвангу, он обнимает дакини мудрости Йеше Цогьял.
Считается, что Гуру Пэма Джюнгнэ одновременное воплощение всех восьми эманаций, поэтому он связан с четырьмя действиями: умиротворением, увеличением, привлечением и подчинением. Он ещё и будда долгой жизни и может помочь уравновесить элементы в нашем организме. Материальное тело состоит из пяти элементов: Земли, Воды, Огня, Воздуха и Пространства. Когда наша жизненная сила убывает, равновесие элементов может нарушиться и это становится причиной болезни. Практика Гуру Пэма Джюнгнэ очень действенный метод, помогающий устранить препятствия, восстановить жизненную силу и равновесие. В более общем смысле он связан с выполнением четырёх просветлённых действий".
Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче
Примечания:
* Страна Уддияна (саснкр. uḍḍiyāṇa, тиб. u rgyan, o rgyan) располагалась к западу от Бодхгаи. Бодхгая, или Ваджрасана, место, где Будда достиг совершенного Пробуждения. По оценкам историков, местом нахождения земной страны Уддияна была долина Сват, которая в наши дни принадлежит Пакистану. В одном из текстов говорится: "На западе от Индии находится Уддияна, Страна Дакинь". Кроме земной Уддияны в буддийских текстах встречаются упоминания о небесной Уддияне. (^)
** Тэрма (тиб. gter ma скрытое сокровище) сокровища просветлённых учителей, скрытые для будущих поколений практиков. Ими могут быть тексты практик, ритуальные принадлежности, священные реликвии. Назначение тэрма инициация, передача посвящения в учение, утеренное или искажённое со временем. Люди, открывающие такие клады, именуются тэртонами. Как правило, тэртоны это перевоплощения учеников, кармически связанных с учителем, укрывавшим тэрма. У Падмасамбхавы таких избранных учеников насчитывают двадцать пять. Есть предсказание Гуру Ринпоче, согласно которому традиция открытия тэрма сохранится даже после исчезновения Винаи.
Тулку Ургьен Ринпоче говорит: "Учения тэрма наделены совершенно особыми качествами. Одно из них состоит в том, что тэрма имеют короткую линию передачи, не прерванную никакими нарушениями самаи (санскр. samaya, тиб. dam tshig договор, соглашение; обет в Ваджраяне, священные обязательства). Кроме того, в тэрма никто не вносил изменений… Особенность учений тэрма, сокрытых Гуру Ринпоче, заключается в том, что они дают метод достижения реализации, соответствующий каждому поколению, периоду времени и отдельному человеку, который с ним встречается".
По способу обнаружения тэрма, их делят на:
гонтэр (тиб. dgongs gter), или тэрма ума (Тэрма возникает как откровение в уме тэртона, это совершенно отличается от творчества открывателя скорее в это время он более похож на проводник, через который передаётся знание, скрытое в прошлых жизнях его Учителем. Человек может видеть в это время видения, связанные с учением-тэрма, и сам текст учения);
сатэр (тиб. sa gter), или тэрма земли (Это вещественные клады, которыми могут быть тексты, священные реликвии, ритуальные принадлежности и т.д. В отличии от обычных кладов, тэрма охраняются дхармапалами; к ним допускаются только люди, которые получают для этого соответствующие знаки открыть тэрма).
Тэрма стали обнаруживать, начиная с XIII века. Те же тексты, которые передавались устно от учителя к ученику, относят к устной традиции (тиб. bka' ma кама, устная передача). Таким образом, с тех пор в школе Ньингма существуют две основных традиции передачи учения: тэрма и кама. (^^)
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times