Самье. История первого монастыря Тибета
Относительно времени строительства монастыря также существуют расхождения: Будон Ринчендуб ссылается на 12 лет, в "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгона Конгтрула говорится: "Через пять лет была закончена работа по строительству храмового комплекса Достославного Самье, Неизменной и Спонтанно Завершённой Вихары, в том числе и трёх храмов цариц; он был воздвигнут как символ горы Сумеру, окружённой четырьмя большими материками и восьмью малыми, солнцем и луной, а также стеной из железных гор". Царь Трисонг Децен, почитаемый тибетцами как эманация Манджушри, вступил на трон в возрасте 13 лет. К 20 годам, задавшись целью утвердить буддизм в Тибете, при содействии Ба Тришира (тиб. sba khri bzhir), он пригласил из Индии настоятеля монастыря Викрамашила, Учителя Шантаракшиту, а позднее и Гуру Падмасамбхаву. Первые буддийские храмы, построенные на территории Тибета с определённой географической привязкой, появились в Стране Снегов около 130 лет назад при участии царя Сонгцена Гампо и его цариц. Однако из-за враждебности со стороны аристократических семей, придерживавшихся веры в религию Бон, буддийские заповеди не соблюдались. Такова была ситуация с буддизмом, когда Трисонг Децен вступил на престол. Задумав построить комплекс Самье, царь столкнулся с неожиданным препятствием при его возведении. Джамгон Конгтрул пишет об этом: "Спустя год был заложен фундамент огромного храма, но духи Тибета чинили препятствия и мешали строительству". Мешали также министры царя из числа враждебно настроенной к буддизму знати. Тогда по совету Шантаракшиты царь послал в Индию гонцов, чтобы пригласить Падмасамбхаву, великого йогина из Уддияны (прим: Уддияна древнее государство, располагавшееся некогда на территории современной долины Сват в Пакистане), с целью подчинить враждебные силы.
Наставники монастыря Самье пользовались большим уважением и авторитетом: как социальным, так и политическим, с VIII по конец IХ века. Но после распада царской династии и с началом второй фазы распространения буддизма монастырь постепенно подпал под влияние других более поздних традиций, а именно:
Таким образом, Самье стал символом национального тибетского единства, в котором школы Ньингма, Сакья, Гелуг имеют сильную заинтересованность. К сожалению, первоначально построенное здание стояло недолго. Оно пострадало в ходе гражданской войны в ХI веке, затем горело в середине ХVII века и в 1826г., подвергалось землетрясению в 1816г., а также пострадало в результате китайской оккупации (в 1960г). Однако тибетцы всегда прилагали усилия для восстановления и расширения комплекса Самье после каждого разрушения. Здесь достойны внимания обновления, проводимые Ра Лоцавой (ХI век), Сонам Гьялценом (ХIV век), седьмым Далай-ламой (1770г), тибетским правительством в 1849 году, и последнее десятым Панчен-ламой (1986г). В период китайской оккупации была поддержана "инициатива деревни" по использованию территории храма. И даже в поздних 80-х можно было видеть, как свиньи и другие фермерские животные бродили среди священных гробниц. На главную страницу | На дополнительную страницу |