Самье. История первого монастыря Тибета

Наиболее вероятно, что фундамент монастыря Самье (тиб. bsam yas, bsam yas chos 'khor) был заложен, в период между 762 и 763 годом (на дату 763 год, например, ссылается летопись Танг), хотя существуют источники, указывающие на другое время (например, согласно Будону Ринчендубу это событие произошло в женский год Огня-Заяца, а именно в 787 году).

  Самье. Вид на главный храм

Относительно времени строительства монастыря также существуют расхождения: Будон Ринчендуб ссылается на 12 лет, в "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгона Конгтрула говорится:

"Через пять лет была закончена работа по строительству храмового комплекса Достославного Самье, Неизменной и Спонтанно Завершённой Вихары, в том числе и трёх храмов цариц; он был воздвигнут как символ горы Сумеру, окружённой четырьмя большими материками и восьмью малыми, солнцем и луной, а также стеной из железных гор".


Царь Трисонг Децен, почитаемый тибетцами как эманация Манджушри, вступил на трон в возрасте 13 лет. К 20 годам, задавшись целью утвердить буддизм в Тибете, при содействии Ба Тришира (тиб. sba khri bzhir), он пригласил из Индии настоятеля монастыря Викрамашила, Учителя Шантаракшиту, а позднее и Гуру Падмасамбхаву.


Первые буддийские храмы, построенные на территории Тибета с определённой географической привязкой, появились в Стране Снегов около 130 лет назад при участии царя Сонгцена Гампо и его цариц. Однако из-за враждебности со стороны аристократических семей, придерживавшихся веры в религию Бон, буддийские заповеди не соблюдались. Такова была ситуация с буддизмом, когда Трисонг Децен вступил на престол. Задумав построить комплекс Самье, царь столкнулся с неожиданным препятствием при его возведении. Джамгон Конгтрул пишет об этом: "Спустя год был заложен фундамент огромного храма, но духи Тибета чинили препятствия и мешали строительству". Мешали также министры царя из числа враждебно настроенной к буддизму знати. Тогда по совету Шантаракшиты царь послал в Индию гонцов, чтобы пригласить Падмасамбхаву, великого йогина из Уддияны (прим: Уддияна – древнее государство, располагавшееся некогда на территории современной долины Сват в Пакистане), с целью подчинить враждебные силы.


Падмасамбхава в форме Падма Тотренг Цэл. Скульптура находится в Самье  

Падмасамбхава дал согласие, пересёк тибетское плоскогорье и на вершине горы Хепори (тиб. has po ri), к востоку от Самье, сокрушил местных демонов. Покорив земных божеств, он взял с них обещание не вредить буддизму. Более того, многие из божеств стали защитниками Дхармы. Падмасамбхава также освятил место для постройки первого тибетского монастыря.


Наставники монастыря Самье пользовались большим уважением и авторитетом: как социальным, так и политическим, с VIII по конец IХ века. Но после распада царской династии и с началом второй фазы распространения буддизма монастырь постепенно подпал под влияние других более поздних традиций, а именно:

Таким образом, Самье стал символом национального тибетского единства, в котором школы Ньингма, Сакья, Гелуг имеют сильную заинтересованность.


К сожалению, первоначально построенное здание стояло недолго. Оно пострадало в ходе гражданской войны в ХI веке, затем горело в середине ХVII века и в 1826г., подвергалось землетрясению в 1816г., а также пострадало в результате китайской оккупации (в 1960г).

Однако тибетцы всегда прилагали усилия для восстановления и расширения комплекса Самье после каждого разрушения. Здесь достойны внимания обновления, проводимые Ра Лоцавой (ХI век), Сонам Гьялценом (ХIV век), седьмым Далай-ламой (1770г), тибетским правительством в 1849 году, и последнее – десятым Панчен-ламой (1986г).

В период китайской оккупации была поддержана "инициатива деревни" по использованию территории храма. И даже в поздних 80-х можно было видеть, как свиньи и другие фермерские животные бродили среди священных гробниц.



Самье


На главную страницу    |   На дополнительную страницу